No Image

Как определить тип и модель транспортных средств по следам шин

0
190 просмотров
02 июня 2019

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Оглавление

1. Следы ног человека и транспортных средств…………………………….2

2. Осмотр и фиксация следов орудий взлома и инструментов……………9

3. Осмотр и исследование пломб и замков………………………………. 17

4. Средства и методы обнаружения и изъятия микрообъектов…………..25

5. Обнаружение, осмотр и исследование следов пальцев рук………….29

6. Изучение рукописей с целью их использования для розыска авторов и исполнителей………………………………………………………………………….41

7. Выявление поддельности оттисков печатей, штампов, технической подделки подписей……………………………………………………………………57

Следы ног человека и транспортных средств

Какие измерения должны сделать при изучении следа босой ноги и следа обуви, дорожки следов?

Следы ног человека подразделяются на: следы босых ног; следы ног, одетых в носки (чулки), и следы обуви.

В зависимости от механизма следообразования возникают статические или динамические следы ног (обуви).Статические следы образуются, когда человек стоит, идет или бежит, а динамические, когда он скользит.

В следах, оставленных обувью, измеряются:

1. общая длина следа обуви — по линии от середины заднего края каблука до середины переднего края носка;

2. длина подметки — по оси следа;

3. ширина подметки — в самом широком месте;

4. ширина промежуточной части — в наиболее узком месте;

5. длина промежуточной части;

6. ширина каблука и длина каблука — по оси;

7. глубина отпечатка каблука.

В следе босой ноги измеряются: общая длина подошвы; ширина плюсневой части; ширина пяточной части; ширина промежуточной части (свода); длина и ширина пальцев. Длину следа измеряют по осевой линии, проведенной от заднего края пятки и проходящей между первым и вторым пальцами до перпендикуляра к осевой линии проходящего касательно к переднему краю первого пальца. Ширину плюсневой и пяточной частей измеряют по линиям, перпендикулярным к серединной линии подошвы в наиболее широком месте, а промежуточной части — в наиболее узком месте. Длину и ширину пальцев измеряют по прямым линиям, соединяющим наиболее удаленные точки.

В дорожке следов измеряются: длина шага, его ширина и угол разворота стопы. Основой для расчета служит линия направления движения, представляющая собой прямую, проведенную посередине между следами правой и левой ноги. Длина шага определяется расстоянием между двумя однозначными точками отпечатков, последовательно оставленных правой и левой ногой[1]. Ширина шага представляет собой поперечное расстояние между следами от середины задней части каблуков правой и левой ноги. У разных лиц она колеблется от 6 до 12 см.

Способы фиксации следов ног и транспортных средств. Каким образом можно закрепить следы на сыпучем грунте?

Следы ног (обуви) по возможности изымаются в натуре вместе с предметом — носителем следа. Если существует опасность деформации следа, то след изымают путем изготовления слепка следа. При этом способ изъятия следов ног (обуви) зависит от их вида.

Поверхностные следы ног или их фрагменты, образованные за счет наслоения или отслоения пыли или иных порошкообразных веществ на гладкой поверхности, могут быть изъяты путем непосредственного переноса частиц, образовавших следы, на крупноформатную дактопленку, либо на листовую резину, поверхность которой должна быть предварительно зачищена наждаком, либо на листы увлажненной глянцевой фотобумаги размером 24×30 или 30×40 см. Светлые частицы веществ переносятся на бумагу черного цвета (засвеченную, проявленную и отфиксированную), темные — на бумагу белого цвета (отфиксированную и промытую). Фрагменты следов хорошо переносятся на светлую или темную дактилоскопическую пленку.

Для изготовления копий с объемных следов применяют гипс, пасты «К», СКТН.

С объемных следов ног (обуви) на плотном фунте изготавливаются гипсовые слепки. В зависимости от состояния грунта применяются различные способы изготовления слепков — наливной, насыпной и комбинированный.

Наливной способ применяется для получения слепков со следов в плотном, влажном грунте. Насыпной способ применяется в тех случаях, когда дно следа покрыто водой или мокрым снегом, при удалении которых можно повредить отпечаток подошвы. В этом случае сухой гипсовый порошок высыпается через сито непосредственно на поверхность воды, оставшейся в следе. При комбинированном способе первоначально применяют насыпной, а затем, после образования плотной корки из гипса, ее смачивают водой, укладывают каркас и заливают сметанообразным раствором гипса.

По каким признакам определяется направление движения автотранспорта? Как определить тип и модель транспортных средств по следам шин?

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые — результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Определить направление движения можно по следующим признакам, имеющимся в следах:

1. при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

2. при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

3. капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

4. рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

5. при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

6. камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой следов ног и автотранспортных средств.

В числе идентификационных вопросов большую группу составляют вопросы, связанные с установлением родового тождества (групповой принадлежности). К числу таких вопросов относятся:

1. оставлены ли представленные на экспертизу следы ногами человека?

2. принадлежат ли следы мужской или женской обуви?

3. обувью какого вида и размера оставлены следы?

4. не оставлены ли обнаруженные следы ногами человека, обутыми в чулки (носки)?

В целях установления конкретного тождества эксперту могут быть поставлены следующие вопросы:

1. не принадлежат ли следы босых ног, обнаруженные на месте происшествия, подозреваемому?

2. не оставлены ли следы ног, обнаруженные на месте происшествия, обувью, изъятой у подозреваемого в ходе проведения обыска?

3. не оставлены ли следы ног, обнаруженные на месте происшествия, чулками (носками), изъятыми у обвиняемого в ходе выемки?

Источник poisk-ru.ru

Трасология изучает следы транспортных средств, представляющие собой материально фиксированные следы отображения отдельных частей транспортного средства. Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.

Исследование таких следов позволяет решить как неидентификационные, так и идентификационные задачи.

Все следы транспортных средств можно разделить на следующие виды:

– отображения внешнего строения отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (следы ходовой части, выступающих кузовных частей);

– отделившиеся части и детали транспортного средства (осколки фарных рассеивателей, стекла, зеркала, бампер);

– вещества, отделившиеся от транспортного средства (следы ГСМ, охлаждающей жидкости, следы почвенно-геологического происхождения из-под арок колес, груз);

– сопутствующие следы (следы ног).

Следы транспортных средств позволяют решить следующие вопросы:

  1. определить групповую принадлежность транспортного средства, его тип, вид и модель;
  2. провести идентификацию по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
  3. установить механизм произошедшего события (направление и режим движения, место и угол столкновения с преградой, скорость в момент столкновения, применение экстренного торможения).

Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые – результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора.

Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, имеющимся в следах:

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа “елочка” должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была очевидна локализация следов, затем – сам след, предварительно зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.

В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.

Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.

Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).

Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему – модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.

Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:

а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;

б) о характере имеющихся в нем неисправностей;

в) о перевозимом грузе;

г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;

д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.

Фиксация следов. Обнаруженные следы транспортного средства на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

– вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза);

– расположение следов по отношению к другим неподвижным объектам;

– вид и особенности следовоспринимающей поверхности (сухой асфальт, глина, песок);

– количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерения (колея, база);

– место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;

– размеры следов шин (длина, ширина беговой дорожки, глубина объемных следов);

– рисунок протектора, отобразившийся в следах, размеры основынх его элементов;

– наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей протектора шины;

– расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки), которое позволяет установить диаметр колеса по длине окружности;

– признаки, указывающие на направление движения транспортного средства;

– способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагаемых к протоколу;

– способы упаковки отдельных следов.

При осмотре транспортного средства в протоколе должны быть указаны сведения о транспортном средстве, его вид, модель, регистрационный номер, цвет, характер перевозимого груза, место расположения транспортного средства на месте ДТП, вид и характер повреждений, расстояние между транспортным средством и преградой и их взаимное расположение. Данные сведения должны быть отражены в схеме обстановки дорожно-транспортного происшествия.

При фотосъемке места происшествия необходимо сфотографировать следующие следы:

– общий вид колеи;

– рисунок протектора на участке, где наиболее полно отобразились частные признаки;

– отдельные признаки, отображающие индивидуальные особенности автомобильной шины или иных частей транспортного средства.

С объемных следов необходимо изготовить гипсовые слепки. Как правило производят заливку следа отображения беговой дорожки длиной до 40 см. Поверхностные следы копируются на дактилоскопическую пленку или при помощи зачищенного листа резины.

  1. Криминалистика : учебник для бакалавров / под ред Л.Я. Драпкина. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 831 с. – Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
  2. Криминалистика: Учебник (2-е издание, исправленное и дополненное) (Ищенко Е.П., Топорков А.А.) (под ред. Е.П. Ищенко) (“КОНТРАКТ”, “ИНФРА-М”, 2006) (Завод 3)
  3. Криминалистическая техника: учеб/ под ред. Ю.Н. Баранова, Т.В. Поповой. – Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2009. – 663 с.
  4. Ивашков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия. М., 1992.
  5. Майлис Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза. М., 2000.
  6. Сайфиев Р.И., Яровенко В.В. Теория и практика совершенствования средств обнаружения и фиксации невидимых следов рук. Владивосток, 1983.
  7. Турчин Д.А. Теоретические основы учения о следах в криминалистике. Владивосток, 1983.
  8. Криминалистика : Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. – М.: Юрид. лит., 1988. – 672 с.

Источник narodirossii.ru

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией:

  1. следы ходовой части;
  2. следы выступающих частей транспортного средства;
  3. отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ , что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование .

Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
  • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события, т.е. определять:

  • направление и режим движения;
  • место столкновения (наезда);
  • угол и линию столкновения и др.

Следы ходовой части транспорта

Виды следов ходовой части транспорта

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

Различают следующие виды следов ходовой части транспортных средств:

  1. следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки;
  2. следы скольжения возникаютпри полной блокировке колес в процессе торможения.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть:

1) поверхностными:

  • следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту; позитивные — от окрашенных выступающих частей, и негативные — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса);
  • следы отслоения (следы на загрязненной поверхности).

2) объемными (являются результатом остаточной деформации грунта — песка, глины, рыхлой земли, и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях).

По следам ходовой части определяют :

  • направленность и режим движения (торможения, остановки) — диагностическая задача ;
  • вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление — идентификационная задача .

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.

Криминалистическое исследование следов ходовой части транспортных средств

При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора.

Для решениядиагностическойзадачи (определения направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.) можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

  • рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
  • при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;
  • на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;
  • капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;
  • при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;
  • при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);
  • камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;
  • на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;
  • ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу , то замеряют и фиксируют:

  1. ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц);
  2. ширину следов гусениц (траков);
  3. конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков);
  4. количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).

Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

  • шиной какой модели оставлен след;
  • тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;
  • в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;
  • не образован ли след данной шиной;
  • какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы)

Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

  • осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;
  • кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;
  • обломки частей транспортного средства;
  • составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся:

  1. трасологическая экспертиза (установление совпадения кусочков по линиям разделения и определение места, где раньше находилась краска);
  2. материаловедческая экспертиза (сопоставление химических и физических свойств лакокрасочного покрытия).

В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле.

Следы выступающих частей транспортного средства

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются:

  • при столкновении двух и более автомобилей;
  • при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд);
  • при переезде через тело человека;
  • при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

Следы контактного взаимодействия изучаются:

  1. для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия;
  2. для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, также различают следы:

  • статические;
  • динамические.

Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях — длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека — выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:

  • встречные;
  • попутные;
  • угловые (движение под углом друг к другу).

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, — транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.

Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства. Для этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).

Источник jurkom74.ru

Комментировать
0
190 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Шины и диски
0 комментариев
No Image Шины и диски
0 комментариев
No Image Шины и диски
0 комментариев
Adblock
detector